План заполнения

Команда ИСТОК (филиала МБОУ Чернухинская СШ - Мотовиловская СШ)

1.Карта Арзамасского района с указанием населенного пункта. (фото карты - 1 балл, вставка скриншота с интерактивной карты - 2 балла, вставка интерактивной карты - 3 балла)

 

2.Обращение команды к участникам проекта.

Уважаемые участники проекта! Рады снова встрече с вами в рамках проекта с таким красивым названием. Надеемся, что мы сможем узнать что-то новое и желаем всем командам успехов в изучении родного края и удивительного вещества - воды.

3. Фото команды

4. Название команды.

Наша команда - ИСТОК

И - интеллектуальные

С - смелые

Т - творческие

О - образованные

К - креативные

5. Возраст команды, класс. 7-9 класс

6. Состав команды:

Казакова Анастасия, 9 класс - лидер

Воронова Алена, 9 класс - помощник лидера

Комендантов Денис, 9 класс - компьютерный дизайнер

Барбаренко Варвара, 8 класс - исследователь

Гордеева Юлия, 7 класс - фотограф

Купряхина Александра, 7 класс - художник-оформитель

7.Девиз:

Воде дана удивительная сила быть соком жизни на Земле (Леонардо да Винчи).

Люблю тебя, мой край родной, в ИСТОКе - наша сила!!!

8.Эмблема команды (эмблема, взятая из интернета, оценивается в 1 балл)

9. Наш слоган:

Связывают серебрянные нити

Юг и север, запад и восток.

О водных просторах родного края

Расскажет команда ИСТОК!!!

10. Руководитель команды:

Челышева Юлия Николаевна, учитель биологии и химии высшей квалификационной категории

Спирина Марина Владимировна, учитель географии 1 квалификационной категории

Константинова Ирина Александровна, учитель информатики высшей квалификационной категории

филиал МБОУ Чернухинская СШ - Мотовиловская СШ

2 этап - "Вода - это жизнь"

Экологические проблемы оз. школьное, с. Мотовилово Арзамасского района:

1) снижение видового разнообразия организмов, обитающих в данном водоеме;

2) организация незаконных сбросов мусора, загрязнение акватории и прибрежной территории; 

3) снижение качества воды, в 2019 году в водоеме по результатам СЭС было запрещено купание, хотя ранее он использовался также и в рекреационных целях;

4) деградация берегов, размыв;

5) превышение восстановительных способностей водоема при хозяйственно-бытовой использовании данного водного объекта (избыточный вылов рыбы, были отмечены случаи мытья автомобилей, оставления органического мусора на берегах - ветки, прошлогодняя листва и т.д.)

Пути их решения:

1) организация санитарных экологических десантов по приведению в порядок береговой линии;

2) проведение просветительских акций и мероприятий, беседы с жителями и отдыхающими, 

3) проведение экологического мониторинга качества воды в озере с использованием различных методик (биоиндикация, исследование химических и органолептических показателей и др.).

4) организация экологического патруля совместными усилиями органов местного самоуправления, сельской администрации, родителей, сотрудников ОМВД; при фото/видеофиксации нарушений - отправлять материалы в прокуратуру;

5) расширение спектра использования озера, например, для разведения рыбы и последующего рационального вылова, так, чтобы озеро Школьное могло бы стать личностно значимым для многих жителей села объектом.

Творческое задание - создание ментальной карты

https://www.mindmeister.com/ru/1413835959/_

https://www.mindmeister.com/1413835959?t=PZAqWFBnkc

3 этап

УДИВИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ВОДЫ

Название опыта Образование и разложение кристаллогидратов
Описание

Кристаллогидраты - это вещества, в состав которых входит кристаллизационная вода. Например, медный купорос CuSo5H2О. При взаимопревращении кристаллогидратов в безводные вещества - например при выпаривании или добавлении воды - могут изменяться их свойства, например, цвет.

Гипотеза Медный купорос и безводный сульфат меди (II) имеют сходный химический состав, отличаясь лишь по наличию кристаллизационной воды.
Техника безопасности Соблюдать осторожность при работе со спиртовкой. Не допускать попадания солей меди на кожу и слизистые.
Проведение эксперимента, обсуждение результатов

1. Сравнить цвет безводного сульфата меди и кристаллов медного купороса. (безводный - белый, медный купорос - ярко-голубой).

2. Растворили кристаллы медного купороса в воде и добавили несколько капель полученного раствора голубого цвета на предметное стекло. Нагрели предметное стекло в пламени спиртовки. Сначала образовывались кристаллы светло-голубого, потом желтовато-белого цвета.

Выводы

1. Взаимопревращения безводных веществ и кристаллогидратов доказывают сходство их химического состава.

2. По признаку изменения цвета можно судить о прохождении химической реакции, при этом вода является одним из реагирующих веществ.

 

 

Название опыта Растворение серной кислоты в воде
Описание

В основе современных представлений образования растворов лежит гидратная теория Д. И. Менделеева. Он считал, что растворение – не только физический, но и химический процесс взаимодействия растворенного вещества с растворителем. Об этом свидетельствует выделение или поглощение тепла, изменение объема, окраски и другие явления, протекающие в процессе растворения. Взаимодействие растворенного вещества с растворителем называется сольватация, а в случае водных растворов – гидратация.

Процесс растворения включает три основные стадии.

Разрушение растворенного вещества до уровня молекул или ионов. Этот процесс требует затраты энергии.

Взаимодействие молекул растворителя с частицами растворенного вещества. Сольватация (гидратация) сопровождаются выделением энергии.

Равномерное распределение сольватов (гидратов) в растворителе.

Является следствием диффузии и требует затраты энергии.

Гипотеза Так как тепловой эффект является признаком химической реакции, то процесс растворения вещества с выделением теплоты доказывает его физико-химическую основу, то есть вода в этих реакциях является одним из реагентов, а не только средой для протекания химической реакции.
Техника безопасности Необходимо соблюдать осторожность при выполнении измерений ртутным термометром. Помни правило: сначала вода, потом кислота, иначе случится большая беда.
Проведение эксперимента, обсуждение результатов

Проводим растворение концентрированной серной кислоты в воде - к дистиллированной воде в химическом стакане при помощи пипетки добавляем 4 мл концентрированной серной кислоты, получаем бесцветный раствор, при этом отмечаем повышение температуры с 22 до 25 градусов (реакция экзотермическая, идет с выделением теплоты).

Выводы

1. Так как наблюдаем тепловой эффект, следовательно произошла химическая реакция, следовательно растворение - физико-химический процесс.

2. При растворении вещества вода выступает в качестве реагента (реагирующего вещества).